Госдума расширила антикартельные полномочия ФАС

Госдума приняла закон, который расширяет антикартельные полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС), но не так существенно, как предполагалось первоначально.  Документ дает право должностным лицам ФАС по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать от физлиц, организаций, органов власти, государственных внебюджетных фондов объяснения, имеющие значение для осуществления полномочий антимонопольного...МОСКВА, 22 ноя — ПРАЙМ. Госдума приняла закон, который расширяет антикартельные полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС), но не так существенно, как предполагалось первоначально.

Документ дает право должностным лицам ФАС по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать от физлиц, организаций, органов власти, государственных внебюджетных фондов объяснения, имеющие значение для осуществления полномочий антимонопольного органа. При этом регламентируется порядок их предоставления и полномочия ФАС.

Также регламентируется процедура подачи заявления о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию. Это дисциплинирует, в первую очередь, сам антимонопольный орган, поскольку отсутствие процедуры – тоже в определенном смысле возможность злоупотребления, пояснял ранее замглавы ФАС Сергей Пузыревский.

Одновременно закон о защите конкуренции дополняется положением о том, что должностные лица антимонопольного органа несут ответственность за результаты проверок в соответствии с законодательством. А в законе о контрактной системе в сфере госзакупок появляется обязанность заказчика предупреждать участника закупок, что он может быть привлечен к административной или уголовной ответственности в случае нарушения антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях.

Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, а обязанность заказчика включать в извещение о закупке предупреждение об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства – с 1 января 2024 года.

Первоначально документ предусматривал существенное расширение полномочий ФАС для выявления антиконкурентных соглашений, предоставляя ей право, в частности, изымать документы и предметы, получать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи, а также результаты оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим проект закон подвергся жесткой критике, и во втором чтении на прошлой неделе все спорные нормы из него были удалены.

Источник: ПРАЙМ

Текст принятого проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №848392-7

Проект № 848392-7

в третьем чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Принят Государственной Думой 22 ноября 2022 года

Статья 1 

Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2009, № 29, ст. 3601; 2011, № 30, ст. 4590; № 50, ст. 7343; 2013, № 44, ст. 5633; 2015, № 41, ст. 5629; 2016, № 27, ст. 4197; 2018, № 9, ст. 1274) следующие изменения: 

1) в статье 251: 

а) в части 14 слова "статей 11 и 16" заменить словами "статей 11, 16 и (или) пункта 1 части 1 статьи 17"; 

б) дополнить частью 16 следующего содержания: 

"16. При проведении проверок должностные лица антимонопольного органа несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации."; 

2) дополнить статьей 254-1 следующего содержания: 

"Статья 254-1. Получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок 

1. Должностные лица антимонопольного органа вправе по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, от физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, от руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций, от должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов. Перед получением объяснений должностное лицо антимонопольного органа разъясняет указанным лицам их права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также право давать объяснения в присутствии адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь. 

2. Объяснения физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, руководителя, работника коммерческой или некоммерческой организации, иной организации, осуществляющей функции указанных организаций, должностного лица федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных органа или организации, осуществляющих функции указанных органов, или государственного внебюджетного фонда, изложенные ими собственноручно либо записанные с их слов должностным лицом антимонопольного органа, подписываются указанными лицами и приобщаются к материалам проверки."; 

3) часть 34 статьи 41 дополнить пунктом 5 следующего содержания: 

"5) выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, и (или) для смягчения административной ответственности одного или нескольких ответчиков по делу (без указания их наименований)."; 

4) дополнить статьей 441 следующего содержания: 

"Статья 441. Порядок подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях 

1. Хозяйствующий субъект (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством), заключивший ограничивающее конкуренцию соглашение или осуществивший ограничивающие конкуренцию согласованные действия, в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение такого соглашения или осуществление таких согласованных действий, вправе подать в антимонопольный орган заявление о заключении такого соглашения или об осуществлении таких действий в порядке, предусмотренном настоящей статьей, до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. 

2. Заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, подается хозяйствующим субъектом (лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством) в антимонопольный орган в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и должно содержать: 

1) сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес места жительства - для физического лица, наименование и место нахождения - для юридического лица); 

2) описание нарушения антимонопольного законодательства, в том числе сведения о товаре, в отношении которого заключено соглашение или осуществлялись согласованные действия (для соглашений, запрещенных пунктом 2 части 1 статьи 11 и пунктом 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, - сведения о предмете торгов и данные, позволяющие идентифицировать торги), о территории, на которую распространялись (распространяются) действие соглашения или согласованные действия, о времени действия соглашения или осуществления согласованных действий, об иных известных заявителю участниках соглашения или согласованных действий, о содержании соглашения или согласованных действий хозяйствующих субъектов - участников соглашения или согласованных действий и об имеющихся у заявителя документах, подтверждающих указанные сведения; 

3) просьбу о смягчении административной ответственности или об освобождении от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий. 

3. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, или копии таких документов. 

4. В случае подачи заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, группой лиц указанное заявление подписывается каждым участником соглашения или согласованных действий, входящим в такую группу лиц. 

5. Антимонопольный орган осуществляет регистрацию заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, в едином электронном журнале учета заявлений с указанием сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, и выдает заявителю расписку, подтверждающую факт подачи, принятия и регистрации указанного заявления, с указанием даты, времени, фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности должностного лица антимонопольного органа, осуществившего регистрацию указанного заявления. В случае отсутствия в указанном заявлении сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, указанное заявление не подлежит регистрации и не позднее дня, следующего за днем его поступления, возвращается заявителю. Форма единого электронного журнала учета заявлений, порядок его ведения, форма и порядок выдачи расписки утверждаются федеральным антимонопольным органом. 

6. Не допускается разглашение информации о поступившем в антимонопольный орган заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, и его содержании, в том числе сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведений, ставших известными должностному лицу в связи с исполнением им должностных обязанностей. Должностные лица, виновные в разглашении указанной информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

7. В случае, если заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, подано двумя и более участниками соглашения или согласованных действий одновременно в федеральный антимонопольный орган и территориальный антимонопольный орган, указанное заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган, считается поданным первым.". 

Статья 2 

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 11, 51, 72; № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4353; 2016, № 1, ст. 89; № 11, ст. 1493; № 27, ст. 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 41; № 9, ст. 1277; № 14, ст. 2004; № 24, ст. 3475; № 31, ст. 4747, 4780; 2018, № 1, ст. 59, 87, 88, 90; № 31, ст. 4861; № 45, ст. 6848; № 53, ст. 8428, 8444; 2019, № 18, ст. 2194, 2195; № 52, ст. 7767; 2020, № 9, ст. 1119; № 14, ст. 2028; № 17, ст. 2702; № 24, ст. 3754; № 52, ст. 8582; 2021, № 1, ст. 33, 78; № 18, ст. 3061; № 27, ст. 5105, 5188; 2022, № 11, ст. 1596; № 16, ст. 2606; № 27, ст. 4632; № 45, ст. 7665) следующие изменения: 

1) часть 1 статьи 42 дополнить пунктом 24 следующего содержания: 

"24) предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия 

В ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий."; 

2) в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 72 цифры "23" заменить цифрами "24"; 

3) в подпункте "б" пункта 3 части 12 статьи 93 слова "17 и 18" заменить словами "17, 18 и 24". 

Статья 3 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона. 

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2024 года.

Президент

Российской Федерации

В.Путин

Вернутся назад