Разъяснение ФАС России по вопросу проведения госзакупок лекарственных препаратов для ветеринарного применения, зарегистрированных в ЕАЭС

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2012 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) допускается перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы...Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.07.2022 № МШ/71707/22 «По вопросу проведения государственных (муниципальных) закупок лекарственных препаратов для ветеринарного применения, зарегистрированных в других государствах – членах Евразийского экономического союза»

Руководителям территориальных органов ФАС России

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2012 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) допускается перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона № 61-ФЗ все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.

Подпунктом 5.2(1).11 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 (далее – Положение о Россельхознадзоре), определено полномочие Россельхознадзора по государственной регистрации лекарственных средств для ветеринарного применения.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 3 Закона № 61-ФЗ установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным законом, то применяются правила международного договора.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 утверждено Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Положение).

Пунктом 3.13 Положения установлено, что ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Евразийского экономического союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза. Государства-члены взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии.

При этом согласно пункту 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее – Комиссия) Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств – членов Евразийского экономического союза. Решения Комиссии входят в право Евразийского экономического союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств — членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, исходя из принципа приоритета норм международного права, закрепленного в том числе в Законе № 61-ФЗ, при проведении государственных (муниципальных) закупок ветеринарных препаратов необходимо руководствоваться положениями пункта 3.13 Положения и положениями Закона № 61-ФЗ, не противоречащими пункту 3.13 Положения.

С учетом изложенного, при проведении государственными и муниципальными заказчиками закупок лекарственных препаратов для ветеринарного применения в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускается отклонение участника закупки при предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего факт регистрации ветеринарного препарата (сертификат соответствия), выданного уполномоченным органом государства – члена Евразийского экономического союза.

Дополнительно ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 56 Договора о Евразийском экономическом союзе каждое из государств – членов Евразийского экономического союза имеет право разрабатывать и вводить временные санитарные,   ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21.01.2022 № 1 «О Правилах регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза» установлено, что уполномоченный орган может запретить обращение на территории своего государства ветеринарного лекарственного препарата, зарегистрированного в соответствии с законодательством другого государства-члена, в случаях, указанных в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 21.01.2022 № 1.

Подпунктом 5.1.5 Положения о Россельхознадзоре определено, что федеральный государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения осуществляет Россельхознадзор.

Информация о временно приостановленных в обращении на территории Российской Федерации лекарственных препаратах для ветеринарного применения, зарегистрированных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, размещается на официальном сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/ru) в сети «Интернет».

М.А. Шаскольский

Вернутся назад