К госконтрактам пристроят индексы. Минстрой предложил свое решение проблемы удорожания строительства.

Минстрой предлагает ввести агрегированный индекс для определения их стоимости, а также установить постоянный механизм корректировки цен, в случае если фактическая инфляция превысила значение индекса, а цена контракта выросла минимум на...Ведомства продолжают искать эффективные способы повышения гибкости строительных госконтрактов в условиях сильного роста цен на ресурсы.

Минстрой предлагает ввести агрегированный индекс для определения их стоимости, а также установить постоянный механизм корректировки цен, в случае если фактическая инфляция превысила значение индекса, а цена контракта выросла минимум на 5%. В этом случае, по задумке Минстроя, госзаказчики будут обязаны пересмотреть условия контракта, даже если подрядчики их об этом не просили.

После того как Минэкономики предложило пересмотреть механизм формирования цен строительных госконтрактов за счет индексации по фактической инфляции стоимости наиболее сильно подорожавших стройматериалов (см. “Ъ” от 14 октября), свое видение решения проблемы представил и Минстрой. Глава ведомства Ирек Файзуллин направил министру экономического развития Максиму Решетникову письмо (есть у “Ъ”) с предложением ввести единый агрегированный индекс для целей ценообразования.

Он будет формироваться на основании ресурсно-технологической модели, которая включает в себя индексы-дефляторы на основные строительные ресурсы: на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, оборудование, а также на ценообразующие материалы, например арматуру.

Разработкой такого индекса, предположительно, займется Минэкономики вместе с Минстроем.

Сейчас начальная цена контракта определяется путем перевода базисных цен 2000 года в текущие с помощью специального индекса, учитывающего инфляцию. Для будущих цен используются индексы для отрасли в целом, основанные на прогнозной инфляции. Минэкономики уже признавало, что такой механизм не учитывает реальные рыночные условия. На это указывает и Минстрой: нынешний подход «приводит к недостоверному планированию бюджетных средств и занижению цены контракта, что ведет к срыву сроков исполнения контрактов, банкротству подрядчиков — фактическая себестоимость реализации контракта оказывается выше стоимости, определенной на этапе формирования начальной цены».

Кроме введения нового индекса Минстрой предлагает предусмотреть в законе о контрактной системе (44-ФЗ) постоянный механизм корректировки цены контракта, если агрегированный индекс оказался не соответствующим фактической инфляции.

Основанием для этого должно стать отклонение сметной стоимости контракта более чем на 5% от изначальной, в таких случаях заказчик будет обязан принять решение о приведении цены контракта к фактической, даже если подрядчик с такой просьбой к нему не обращался. Такая конструкция в сравнении действующим временным порядком выглядит более жесткой — сейчас инициатива пересмотра должна исходить от подрядчика и согласовываться с заказчиком (см. “Ъ” от 2 ноября). Порядок же перерасчета предложен схожий: для контрактов до 100 млн руб. цена корректируется с помощью специального коэффициента, для более «дорогих» требуется повторная госэкспертиза.

Отметим, что ранее Минфин призывал аккуратно относиться к корректировке 44-ФЗ, напоминая и о нехватке средств у заказчиков (см. “Ъ” от 13 сентября). Сейчас идеи Минстроя в ведомстве комментировать не стали. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что предложения рассматриваются.

Как поясняет председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов, предложения ведомства связаны с подготовкой к применению со второго полугодия 2022 года ресурсно-индексного метода определения сметы строительства.

По его словам, «появляется возможность правильно считать индексы изменения сметной стоимости, учитывая динамику по каждой группе ресурсов».

В Национальном объединении строителей инициативу поддерживают, поскольку она «дает возможность строителям четко отрегулировать взаимоотношения с заказчиками», уравновешивая права сторон. Соглашается с предложениями и президент ГК «Основа» Александр Ручьев: «В последние два года множество госконтрактов не могли быть реализованы из-за того, что разница стоимости в момент их заключения и по завершении могла отличаться на десятки процентов». Поэтому, полагает он, необходима гибкая оценка реальных затрат подрядчиков, чтобы они выходили на заключение госконтрактов, не опасаясь досрочного прекращения и штрафов за их невыполнение. 

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Вернутся назад